Яндекс Метрика
Разбираем причины, по которым дети не могут освоить упражнение «Бой мяча»
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Бой мяча: почему его бывает трудно освоить детям с трудностями в чтении и письме?

24.11.2022

Бой мяча – одно из основных упражнений, которое используется в программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе для коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ, улучшения качества почерка и даже навыков чтения.

Всё, что требуется от ребёнка, – стоять на одном месте и отбивать мяч от пола попеременно левой и правой рукой.

Казалось бы, что здесь сложного? Но многие дети выполняют это упражнение с огромным трудом или вообще не могут освоить эту технику. Почему так происходит и почему «Бой мяча» рекомендуется освоить каждому школьнику с трудностями в чтении и письме – ответы в нашей статье.

Упражнение Бой мяча - открытие в педагогике

Как причину объясняют родители?

Мамы, чьи дети участвуют в коррекционных программах Татьяны Гогуадзе, на основе своего опыта и личных наблюдений называют следующие причины, почему их дети испытывают трудности с «Боем мяча»:

  • недисциплинированность, лень и упрямство;
  • неспособность глазами следить за руками, одновременно правильно дышать и при этом стоять на одном месте;
  • отвлечение на посторонние раздражители;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • тонус в руках и зажимы в запястьях;
  • слабые руки, вследствие чего недостаточно энергии при ударе по мячу;
  • трудности с саморегуляцией.

Упражнение бой мяча на программах Татьяны Гогуадзе

И это абсолютно правильные наблюдения! Но как эти проблемы объясняются с научной точки зрения?

Что такое психомоторика?

Дети не могут отбивать мяч не только потому, что они ленятся, у них слабые руки или они не могут правильно дышать во время упражнения.

Все дело в слаборазвитой психомоторике, то есть совокупности сознательно управляемых двигательных действий. У детей, которым с трудом даётся это упражнение, не сформирован навык одновременного управления движением и эмоциями. Они просто не способны удерживать взгляд на монотонном движении. А ведь именно такой навык требуется для формирования техники чтения вслух и письма с проговариванием.

Психомоторное развитие – это фундамент общего и умственного развития ребёнка. Поэтому ещё в дошкольном возрасте у него необходимо развивать психомоторику. И лучший для этого способ – выполнять физические упражнения на развитие координации, и таким образом улучшать свойства психики ребёнка (внимание, выносливость, ориентацию в пространстве), укреплять сердечно-сосудистую систему, дыхание и формировать правильную осанку.

Выполнение упражнения бой мяча

И упражнение «Бой мяча» одновременно решает все эти задачи. Благодаря данному упражнению:

  • совершенствуются зрительные и двигательные анализаторы детей;
  • обогащается сенсорный опыт ребёнка;
  • развивается тактильно-двигательное восприятие и зрительно-моторная координация;
  • улучшается дыхание, осанка, крупная моторика рук;
  • снимается тонус с запястий, что очень важно для формирования ровного и аккуратного почерка;
  • регулируется психика и возрастает выносливость к монотонным занятиям;
  • повышается концентрация внимания.

Да, всех этих результатов можно добиться только с помощью одного упражнения! И это подтверждается словами других специалистов, которые постоянно работают с детьми:

Отзывы об упражнении Бой мяча

Развивайте психомоторику у детей с раннего возраста!

Важно уже с возраста 5 лет учить ребёнка отбивать мяч. Психомоторным развитием ребёнка нужно заниматься именно в семье, причём уже с раннего детства. И начинать можно с более простых упражнений. Уже в возрасте 2,5-3 лет ребёнок в совместных тренировках с мамой или папой вполне способен освоить такие движения, как:

  • Бросание мяча друг другу. Развиваются зрительно-моторная координация (отвечает за соблюдение строчки на письме), тактильная чувствительность (формирует правильный нажим ручки во время письма), моторная ловкость, осуществляется тренировка вестибулярного аппарата. К тому же активно стимулируется мозжечок, от работы которого во многом зависит способность ребёнка к обучению.
  • Подбрасывание мяча вверх. Ребёнок учится следить глазами за предметом, удерживать равновесие, рассчитывать силу броска, координировать своё тело в пространстве.

Когда ребёнок освоит эти движения, то можно уже переходить и к упражнению «Бой мяча». Самое главное при его выполнении – строгое попеременное отбивание мяча то правой, то левой рукой. Это необходимо делать для лучшей стимуляции левого полушария мозга и активизации когнитивных способностей.

Уважаемые родители!

Развивайте психомоторику у своих детей САМОСТОЯТЕЛЬНО, включая занятия с мячом в режим дня так как от этого зависит, насколько успешным ребёнок будет в обучении навыкам чтения и письма.

Дети показывает мастер-класс по бою мяча

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также приглашает семьи на специальный тренинг «Mind-ретрит» в Сочи, чтобы чтобы вы сами в совместных тренировках с ребёнком смогли познать, как с помощью простых упражнений, которые способны выполнять абсолютно все дети, можно преодолеть трудности с обучением, значительно улучшить своё психоэмоциональное состояние и физическое самочувствие.