Яндекс Метрика
Дислексия: занятия дома и самостоятельная коррекция дислексия. Что нужно учитывать?
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Коррекция дислексии/дисграфии дома: что нужно знать?

11.10.2023

Семьи, которые столкнулись с проблемой дислексии/дисграфии у своего ребёнка, в первую очередь, ищут помощи у специалистов. Они начинают ходить к логопедам, психологам, нейропсихологам, заниматься на различных онлайн-платформах, аналогичных «Слоджи». Однако часто желаемого результата не удаётся достичь ни через полгода, ни даже через 2-3 года занятий.

Тогда родители начинают задумываться, а можно ли выполнить коррекцию дислексии/дисграфии в домашних условиях?

В статье разберём, как семья может самостоятельно помочь своему ребёнку справиться с дислексией/дисграфией и что для этого нужно.

Секрет коррекции дислексии в работе мозга!

Логопедическая и другая помощь при дислексии не даёт видимого результата потому, что специалисты работают над решением последствий дислексии, а не её причинами. Для того чтобы ребёнок начал нормально читать и писать, нужно сначала изменить работу его мозга, сформировав правильную нейродинамику чтения и письма, а также закрепив доминацию левого полушария мозга.

Зачем нужны стимулировать левое полушарие для коррекции дислексии

Полезные материалы по теме:

И обязательно рекомендуем к прочтению книгу «Дислексия мозга. За гранью известного», в которой подробно рассказывается об особенностях воспитания и обучения ребёнка-дислексика, причинах появления дислексии и о психологических аспектах взаимодействия с людьми с дислексией.

Купить книгу Дислексия мозга. За гранью известного

И для достижения этих целей не обязательно ходить к различным специалистам! Основные упражнения для коррекции дислексии и дисграфии можно делать дома. Конечно, предварительно желательно пройти диагностику и установить истинные причины трудностей с обучением, а также выяснить, какое полушарие мозга и насколько доминирует над другим.

Такая диагностика в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе проводится по методу Ануашвили и доступна в режиме онлайн.

Коррекция дислексии дома

По её итогам у семьи на руках будет объективная информация о текущем психофизическом состоянии ребёнка, уровне согласованности полушарий мозга (в процентном соотношении), скрытых и подсознательных мотивах поведения. А главное, семья получит индивидуальные практические рекомендации по выходу из проблем с обучением и узнает, какие занятия дома можно выполнять самостоятельно для коррекции дислексии.

Преимущество диагностики по методу Ануашвили заключается в возможности отслеживать динамику происходящих с ребёнком изменений. А это очень важно с точки зрения мотивации, потому что и родители, и сам ребёнок будет видеть, какие изменения с ним происходят и какие упражнения для коррекции дислексии и дисграфии дают наибольший эффект.

Коррекция дислексии и дисграфии дома: как построить работу

Для преодоления базовых дислексических проблем по методу учителя-дефектолога, эксперта в области дислексии Татьяны Гогуадзе необходимо:

  • обеспечить согласованную работу полушарий мозга при обязательном закреплении доминации левого полушария;
  • улучшить иннервацию пальцев рук, от чего напрямую зависят скорость, плавность и аккуратность письма;
  • развить у ребёнка выносливость к монотонной нагрузке;
  • сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
  • развить и закрепить навык речевого дыхания, без которого невозможно добиться беглого и ровного чтения, а также аккуратного почерка;
  • сформировать зрительно-моторную координацию;
  • повысить координацию тела и рук;
  • развить у ребёнка навыки самостоятельности, самодисциплины и самоконтроля;
  • научить ребёнка распределять и переключать внимание.

Кажется, что в домашних условиях невозможно организовать полноценные занятия?

В действительности всё гораздо проще и легче! Все эти цели достигаются через специальные психофизические упражнения и графокоррекцию, которые может выполнять дома каждый ребёнок.

Психофизическая тренировка по методу Татьяны Гогуадзе – это тренировка, которая объединяет в себе обычную физкультуру и приёмы психологической саморегуляции: «Я могу, я справлюсь, я сделаю». Тренировка строится полностью на базе речевого дыхания, что помогает повысить ресурсное состояние человека, развить выносливость к физическим монотонным нагрузкам и интеллектуальной работе.

Значительная роль в психофизической тренировке отводится работе с осознанием собственных возможностей.

Именно через физические упражнения эффективно происходит стимуляция биоритмов мозга, буквально заставляя его развивать в себе такие качества, как:

  • выносливость к монотонным занятиям;
  • силу воли;
  • самодисциплину и самоконтроль;
  • саморегуляцию.

Какие занятия дома выполнять при дислексии?

Базовых упражнений всего несколько, но их более чем достаточно для улучшения состояния ребёнка:

  • «Бой мяча». Это доступное и универсальное психофизическое упражнение для преодоления рассогласованности в работе мозга, укрепления нервной системы и даже улучшения техники письма и чтения. Данное упражнение подходит детям с 5 лет и взрослым.
  • «Тучка-Солнышко». Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности и скоординированной работы.
Как делать Тучку-Солнышко
  • «Перекаты». Универсальное упражнение мозжечковой стимуляции через движения собственного тела. «Перекаты» необходимо выполнять на регулярной основе для развития функций мозжечка, вестибулярного аппарата, равновесия и чувства собственного тела.
Как выполнять Перекаты

И для успешной коррекции дислексии и дисграфии дома в распорядок дня ребёнка должна быть включена утренняя зарядка и графокорекция. Потому что графокоррекция – это единственный педагогический приём, который формирует правильную нейродинамику.

Выполнять графокоррекцию рекомендуется ежедневно от 45 минут. И делать её нужно только правой рукой!

Как работать с Графовизором

Для тех семей, которые оказывают самостоятельную помощь своему ребёнку-дислексику, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе действует две онлайн-программы: «Тренируйся и учись!» и онлайн-сопровождение.

В рамках программы «Тренируйся и учись!» дети 2 раза в неделю занимаются онлайн с тренером Центра, который наблюдает за выполнением качества упражнений и графокоррекции с помощью Графовизора.

Отличие онлайн-сопровождения заключается в том, что дети занимаются самостоятельно. Родители 2 раза в неделю снимают видеоролики занятий детей и отправляют их для анализа на учебную платформу Центра Татьяны Гогуадзе. Анализ видеоматериалов проводит куратор сопровождения. После анализа качества выполнения упражнений куратор даёт обратную связь каждой семье и указывает, на какие моменты нужно обратить внимание.

Обе программы предполагают стартовую и итоговую диагностику по методу Ануашвили, чтобы можно было оценить результаты занятий.

Программы онлайн-сопровождения, которые разработаны в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, позволяют заниматься детям самостоятельно в домашних условиях!

Главное – систематические тренировки и нацеленность на результат. Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе готов помочь каждой семье: мы покажем, научим и проконтролируем правильность выполнения ребёнком всех упражнений, предоставим полную информационную и консультационную поддержку!