Яндекс Метрика
Запрещенные упражнения при дислексии, что нельзя делать и почему - объясняет Татьяна Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Что нельзя делать при дислексии, дисграфии у ребёнка?

15.12.2023

Ребёнку поставили диагноз дислексия, дисграфия. Что делать в этом случае?

Многие родители сразу же записывают ребёнка на занятия к логопеду, неврологу, нейропсихологу и другим специалистам, где приходится выполнять огромное количество самых разнообразных упражнений.

Однако если у ребёнка дислексия, дисграфия, СДВГ или есть какие-то другие трудности с обучением, то далеко не все упражнения подходят для решения проблем с чтением и письмом. Более того, часть из них категорически нельзя выполнять при дислексии, дисграфии и СДВГ.

Внимание! В данной статье частично использованы материалы вебинара учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Запрещённые приёмы при дислексии, дисграфии и СДВГ», в котором подробно разобрано каждое упражнение. Более того, в этом вебинаре Татьяна Валерьевна даёт обширную теоретическую базу об особенностях работы мозга у детей дислексиков.


Так работает мозг!

Одна из основных причин проявления у детей дислексии, дисграфии и других трудностей с обучением – низкая когерентность (согласованность) в работе полушарий мозга. 

Практика коррекционных занятий учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе  показывает, что многие упражнения, которые обычно рекомендуется выполнять детям при дислексии и с другими проблемами в учёбе и поведении, часто приводят к ещё большей рассогласованности в работе полушарий мозга  Это происходит из-за того, что упражнения могут активизировать работу правого полушария мозга. А при дислексии это делать категорически нельзя!

Что нельзя делать при дислексии

Потому что для преодоления дислексии, дисграфии и СДВГ важно, чтобы у ребёнка доминировало левое полушарие мозга.

Что делать при дислексии

Более подробно, как устроен и работает мозга дислексика, изложено в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».


Итак, какие же упражнения нельзя делать при дислексии?

1. Рисование двумя руками

Данное упражнение категорически нельзя делать при дислексии, потому что оно провоцирует рассогласованность в работе полушарий мозга. Дело в том, что при одновременном выполнении двумя руками одинаковых движений, в мозг поступают идентичные сигналы.

Как результат, мозг просто не понимает, в какое из двух полушарий ему посылать команды. Это приводит к рассогласованности, снижению когнитивных способностей и саморегуляции поведения.

2. Одноплановые пальчиковые упражнения

В этом случае также предлагается одновременно выполнять руками одинаковые упражнения, что и становится причиной повышения рассогласованности в работе полушарий мозга.

Альтернативой является упражнение «Тучка-Солнышко». Оно положительно влияет на иннервацию пальцев рук, подвижность лучезапястного сустава, тренирует речевое дыхание, выносливость к монотонным нагрузкам и обеспечивает правильную стимуляцию полушарий мозга. Дети, которые регулярно выполняют упражнение «Тучка-Солнышко», могут в короткие сроки улучшить почерк и качество чтения.

Что нельзя делать при дислексии

3. Таблицы Шульте

Когда родители ищут ответ на вопрос: что делать, если у ребёнка дислексия, находят информацию о таблицах Шульте. Почему-то считается, что это одно из лучших упражнений для развития концентрации внимания и улучшения техники чтения.

Но что не так с таблицами Шульте, подробно разобрано в этом материале. Здесь же коротко скажем, почему их нельзя использовать детям с дислексией и с другими трудностями в обучении.

При занятиях с таблицами Шульте детей буквально приучают двигать глазными мышцами хаотично, потому что приходится постоянно зрительно прыгать с одного квадрата на другой. Этот навык ребёнок автоматически переносит на чтение и письмо, что приводит к ещё большему нарушению нейродинамических процессов. В итоге ребёнку трудно удерживать взгляд на строке, буквы в процессе письма и чтения пропускаются или переставляются местами. И в этом есть закономерный результат работы с таблицами Шульте.

Работа детей с таблицами Шульте приводит к нарушению принципов формирования зрительно-моторной координации и линейности. Такие тренировки значительно снижают уровень концентрации и внимания у детей с дислексией и другими трудностями в обучении.

4. Зеркальное рисование

В основе этого упражнения лежит необходимость рисовать в обратную сторону. Соответственно, у ребёнка формируется неправильная нейродинамика чтения и письма, а значит, это может привести к снижению качества чтения и письма.

Важно! При дорисовывании картинки нужно учитывать, что при работе будут происходить постоянные возвратные движения глазных мышц. Поэтому если у ребёнка не сформирована устойчивая нейродинамика, то от зеркального рисования лучше отказаться.

5. При дисграфии, дислексии и СДВГ также нельзя:

  • Заниматься чтением слов наоборот. Это негативно сказывается на формировании линейной нейродинамики.
  • Работать с пластилином. Лепка в большей степени активизирует функции правого полушария и снижает иннервацию пальцев рук.
  • Заниматься ментальной арифметикой. Хотя многие родители считают, что при дислексии это один из лучших способов помочь ребёнку научиться быстро считать в уме. В действительности же секрет ментальной арифметики заключается в том, что дети заучивают специальные алгоритмы, по которым и производят подсчёты. Но с реальным счётом в уме здесь ничего общего нет. Почему ментальная арифметика категорически не рекомендуется не только детям-дислексикам, но и детям без трудностей в обучении, подробно изложено в этой статье.

Большинство ациклических видов спорта не рекомендованы детям с трудностями в обучении, в том числе дислексией, дисграфией и СДВГ. В чём разница циклических и ациклических видов спорта с точки зрения решения проблем с обучением мы подробно рассказывали в этом материале.

При дислексии также нельзя:

  • Делать упражнения на балансире. Занятия на балансире приводят к ухудшению деятельности мозжечка, раскоординированности и неуклюжести движений, сложностям с переключением и распределением внимания, нарушают речевое дыхание и ухудшают психоэмоциональное состояние ребёнка.
  • Прыгать на нейроскакалке. Прыжки на нейроскакалке способны только ухудшить ситуацию с обучением: нет правильной стимуляции мозжечка, движения рук и ног рассогласованы, что становится причиной снижения когерентности в работе полушарий мозга. Более того, нейроскакалка может стать причиной перекоса в мышечном корсете. Хотите, чтобы ваш ребёнок улучшил ситуацию с обучением? Подарите ему самую обычную гимнастическую скакалку, и вы увидите, как быстро ситуация может измениться в лучшую сторону.
  • Заниматься музыкой и пением. Основная причина заключается в том, что игра на музыкальных инструментах активизирует функции правого полушария, а это естественным образом провоцирует рассогласованность в работе полушарий мозга и снижает работу левого полушария.

Уважаемые родители!

Если вы не знаете, что делать с дислексией ребёнка, то перед выбором занятий вам, в первую очередь, нужно сформировать чёткое понимание причин, которые вызвали проблемы с обучением у ребёнка. Поэтому, выбирая неправильные упражнения и занятия, вы усугубляете ситуацию с обучением у ребёнка.

В «Базе знаний» Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе собраны материалы, изучение которых позволит вам самостоятельно разобраться в причинах дислексических трудностей у ребёнка. А если вам нужна профессиональная помощь, то записывайтесь на биометрическое исследование и приходите на курс коррекции «Успешный Старт», который позволит за короткие сроки вывести вашего ребёнка из кризиса обучения.

Что необходимо начать делать при дислексии у ребёнка?

Для того чтобы ребёнок улучшил свои навыки чтения и письма, ему нужно развивать линейную нейродинамику – способность следить глазами слева направо и по строкам сверху вниз. А для достижения этих целей лучше всего подходит графокоррекция. Более того, это единственное упражнение, которое формирует правильную нейродинамику чтения и письма.

Что нельзя делать при дислексии и графокоррекция

Графокоррекция и много физкультуры!

Для улучшения работы мозга, преодоления многих дислексических трудностей детям необходимо на регулярной основе заниматься физкультурой. Но здесь важно выполнять физические упражнения, которые:

  • помогают повысить когерентность в работе полушарий мозга;
  • направлены на преодоление моторных трудностей;
  • повышают уровень концентрации и внимания;
  • позволяют сформировать правильную нейродинамику чтения и письма.

Поэтому при дислексии, дисграфии и СДВГ нужно ежедневно выполнять физические упражнения и утреннюю зарядку, выбирать для ребёнка циклические виды спорта, которые построены на многократном повторении одного и того же движения. Например, бег, езда на велосипеде, бег на лыжах, скандинавская ходьба и др.