Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что одной из причин безграмотного письма и низкой техники чтения у многих школьников, да и взрослых людей с дислексией, дисграфией и СДВГ является мозжечковая недостаточность.
Именно поэтому на программе коррекции дислексии учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Успешный Старт» значительная часть всех упражнений направлена на стимуляцию мозжечка и активизацию работы крупной моторики тела. Да, через физические упражнения на развитие мозжечка и осуществляется обучение дислексика чтению и письму!
Стимуляция мозжечка необходима всем школьникам без исключения! Именно он в нашем организме отвечает не только за координацию движений, поддержание мышечного тонуса, но и обработку информации, регуляцию эмоций и внимания.
Мозжечковая недостаточность у детей как раз и приводит к тому, что ребёнок с дислексией испытывает трудности с чтением и письмом. Его мозг просто не успевает (не может) обработать информацию, поэтому и не получается прочитать текст, отсюда же и проблемы с низкой грамотностью. К тому же сниженный мышечный тонус приводит к нарушению координации движений, что часто проявляется дрожанием рук, поэтому дислексики и пишут крайне неаккуратно и неразборчиво.
А упражнения на стимуляцию мозжечка и обеспечение согласованной работы полушарий мозга (при обязательной доминации левого полушария) как раз и призваны преодолеть проблемы с мозжечковой недостаточностью и тем самым улучшить у ребёнка навыки чтения и письма.
Что нужно знать о мозжечке?
Мозжечок содержит более 50% всех нейронов, которые есть в головном мозге, поэтому он является самым быстродействующим механизмом. Именно он перерабатывает всю информацию, поступающую из других отделов головного мозга. При этом мозжечок её не только перерабатывает, но и отправляет обратно, обеспечивая тем самым более высокую и продуктивную работу различных структур мозга.
Другими словами, мозжечок отвечает за автоматизацию деятельности мозга и разгружает его отделы для выполнения других задач.
Важно! Мозжечок активно участвует в процессе, при котором новые двигательные навыки после их непродолжительной практики/ отработки автоматизируются. Благодаря этой автоматизации и обеспечивается постепенное ускорение выполнения различных действий. Одновременно повышается их точность, а человеку приходится меньше прикладывать усилий для их реализации.
Соответственно, чем больше мы стимулируем мозжечок, тем успешнее выполняем различные действия. И письмо с чтением здесь не являются исключением. То есть через преодоление мозжечковой недостаточности можно не только улучшить координацию движений, решить многие психоэмоциональные проблемы, но и успешно справиться с трудностями в обучении.
А именно это и нужно детям с дислексией, дисграфией и СДВГ! Вот поэтому специальным физическим упражнениям в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе и уделяется такое повышенное внимание, так как они являются ключом к преодолению трудностей с обучением.
Симптомы мозжечковой недостаточности
О её наличии могут свидетельствовать:
- сложности с удержанием равновесия при стоянии на одной ноге;
- низкий уровень координации движений, множество лишних движений;
- слабый мышечный тонус, в первую очередь, в руках. Может наблюдаться тремор рук;
- сложности у ребёнка во время подвижных игр, где требуется ловкость, координация и резкое изменение положения тела в пространстве (футбол, баскетбол, гандбол и т.д.).
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе для преодоления мозжечковой недостаточности, коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ использует только педагогические приёмы и техники, специальные физические упражнения, которые позволяют в короткие сроки вывести ребёнка из кризиса обучения и в целом улучшить его психоэмоциональное состояние.