Яндекс Метрика
Самостоятельность учебной деятельности: что это такое и как развить учебную самостоятельность
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Что такое учебная самостоятельность у школьников и как развить этот навык?

03.01.2024

Одна из основных целей школьного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, – формирование учебной самостоятельности у школьников.

Что такое самостоятельность учебной деятельности, почему этот навык крайне необходимо развивать у всех детей и как помочь ребёнку справиться с данной задачей – об этом и поговорим в нашем материале.

Понятие учебной самостоятельности

Под этим термином понимают «личностное качество ребёнка, которое характеризуется познавательной инициативностью, предвидением содержания учебной деятельности, умением самостоятельно осуществлять учебные действия, проводить их контроль и оценку».

Учебная самостоятельность школьника

Давайте разберём это определение более подробно. Самостоятельность учебной деятельности, как видно, включает в себя несколько составляющих. Ключевая из них – познавательный интерес ребёнка, который должен выступать в качестве сильнейшего мотива для получения новых знаний. Но чтобы у ребёнка была по-настоящему сформирована учебная самостоятельность, он должен овладеть различными умениями:

  1. Общенаучными. К ним относится способность правильно читать текст, находить ответы на вопросы, составлять план прочитанного текста, таблицы, конспект, планировать свою деятельность.
  2. Общелогические. Это умение выделять главное, проводить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы.
  3. Предметные (специальные) умения. Они отражают специфику отдельных учебных дисциплин, например, умение читать карту, решать задачи, писать сочинения.
  4. Коммуникативные. Это способность ученика вести диалог с учителем и с одноклассниками, устанавливать новые контакты.

Что такое учебная самостоятельность

Школьные учителя при определении степени самостоятельности учеников опираются на те возможности ребёнка, которыми он обладает в настоящий момент. Например, они смотрят, способен ли он действовать по собственной инициативе, умеет ли рассчитывать свои силы, есть ли у него личное мнение и умеет ли он его выражать.

Важно! Каждый человек рождается с определённым набором способностей. И чтобы их выявить, необязательно ждать школы или проходить профориентацию в старших классах. Биометрическое исследование позволяет по узорам 10 пальцев рук выявить врождённые задатки и способности, определить поведенческие особенности человека, заложенные генетически. Биометрия показывает ассоциативные, аналитические, речевые способности человека, уровни развития его коммуникабельности, реактивности, координированности, выносливости. Зная эти сведения, намного легче выстроить индивидуальную траекторию обучения ребёнка и быстрее помочь ему развить учебную самостоятельность.

Уровни учебной самостоятельности

Развитие учебной самостоятельности у детей

Разумеется, развитие этого навыка идёт постепенно. Ребёнок последовательно проходит следующие стадии развития учебной самостоятельности:

  1. Отрицательный. У ребёнка есть только начальные предметные знания и умения. Его интерес к чему-то новому избирателен и проявляется только под воздействием внешних, привлекающих внимание факторах. Ученик выполняет любые действия только по прямому указанию учителя, при этом у него полностью отсутствует потребность контролировать и оценивать свои действия.
  2. Начальный уровень учебной самостоятельности. Ученик уже владеет опорными знаниями, уверенно применяет их при решении типовых задач. В затруднительных ситуациях он проявляет любознательность, которая сопровождается проявлением эмоций (удивление, радость познания). Ребёнок может удерживать поставленную учебную цель и корректировать её с помощью учителя, пытается оценить свою деятельности по просьбе извне.
  3. Средний уровень развития учебной самостоятельности. У школьника есть устойчивый познавательный интерес к новым знаниям и умениям. Он самостоятельно формулирует цели своей учебной деятельности, способен её удерживать и корректировать с помощью педагога. В процессе работы на уроке или дома использует ранее изученный учебный материал и на его основе получает новые знания. При наличии ошибок исправляет их самостоятельно и способен аргументированно оценить результаты своей деятельности.
  4. Достаточный уровень развития учебной самостоятельности. У ребёнка есть глубокие предметные знания и умения, который он может самостоятельно актуализировать и применять при решении нетиповых задач. У школьника есть повышенный интерес к активной самостоятельной работе с научной литературой, он умеет самостоятельно ставить цели и их корректировать. По достижении цели может адекватно проанализировать степень её реализации. Ребёнок испытывает потребность в систематическом, пошаговом самоконтроле.

Что нужно знать о формировании учебной самостоятельности?

Показатели проявления учебной самостоятельности

Сегодня всё чаще в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе обращаются родители, чьи дети не хотят, а точнее не умеют учиться. И одна из причин – это как раз не развитый навык учебной самостоятельности.

А всё потому, что формирование учебной самостоятельности должно вестись с развитием мотивации к самостоятельной деятельности. То есть, чтобы ребёнок захотел учиться, он должен осознавать значимость и важность результатов своего труда. А для этого надо сначала развивать у ребёнка самостоятельность – и это касается не только учёбы, но и всех остальных сфер его жизни.

Но часто бывает так, что ребёнок вроде бы хочет учиться, но не может довести работу до конца. И дело здесь обычно не в лени, а в низком уровне развития силы воли. Зачем детям развивать силу воли и как это сделать, подробно изложено в этом материале.

Итак, даже если ребёнок хорошо усваивает новый материал, без мотивации и силы воли достичь высшего уровня учебной самостоятельности будет просто невозможно!

Именно поэтому такие методы решения проблем с обучением, как многократное переписывание текстов, увеличение объёмов текстов для чтения, работа в прописях и даже классическая работа над ошибками не помогают повысить уровень самостоятельности учебной деятельности. Потому что в первую очередь требуется повысить мотивацию к обучению и усвоению новых знаний, а также развить силу воли.

По такому принципу и построены программы учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Успешный Старт» и «Тренируйся и учись!», на которых дети через специальные психофизические упражнения, графокоррекцию в буквальном смысле учат заново работать свой мозг, помогают ему получать радость и удовольствие от процесса обучения, чтения и письма.

Программа для развития учебной самостоятельности

Как научить свой мозг учиться и как организован процесс формирования учебной самостоятельности у школьников на программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, можно прочитать в этих материалах:

Приглашаем вас также на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе – и мы поможем вашему ребёнку исправить ситуацию с обучением, развить у него навык учебной самостоятельности.