Яндекс Метрика
Для чего нужен фонематический слух, как он влияет на обучение
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Что важно знать о фонематическом слухе?

15.10.2023

Здоровый человек от природы обладает слухом — способностью воспринимать окружающие звуки. Слух бывает физическим (неречевым) и фонематическим (речевым).

Фонематический слух, как способность правильно слышать и узнавать речевые звуки, дается человеку с рождения. Его формирование происходит поэтапно, на базе сохранного физического слуха.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.

На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К пятому - шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия - звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Все вышеперечисленные навыки являются основной для успешного овладения грамотным письмом и чтением.

Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.

Научно доказано, что дислексия не связана со снижением интеллекта и недоразвитием речеслухового анализатора.

Однако, если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.

Трудности могут возникнуть в следующем:

  • овладении оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесении звука с буквой;
  • синтезе букв в слово.

Частыми являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию; нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом; слияние двух слов в одно, пропуски слов; ошибки в определение ударения, мелодии слова; непонимание прочитанного.

Для того чтобы предотвратить или скорректировать уже возникшие проблемы в письме и чтении, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух и совершенствовать фонематическое восприятие.

В настоящее время существует достаточное количество логопедических приёмов и упражнений по устранению нарушений письменной речи и процесса чтения. Но анализ обращений и запросов от родителей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что коррекционного обучения детей с фонематическим недоразвитием только лишь в рамках логопедического пункта может быть недостаточно – у учеников сохраняются стойкие ошибки в письме и чтении, а период коррекции затягивается на длительное время и может продолжаться годами без значительных улучшений в технике чтения и письма.

Почерк ребёнка с неразвитым фонематическим слухом

К решению проблем фонематического восприятия необходимо подходить комплексно.

Родители, обладая необходимыми знаниями и создавая правильные развивающие условия, могут оказывать плодотворное воздействие на развитие фонематического анализа и синтеза у ребёнка.

Что же важно знать родителям для построения правильной траектории развития фонематического слуха у ребёнка?

Первоначально необходимо учитывать физиологические особенности восприятия звука, так как в основе любого коррекционно–развивающего воздействия должно стоять понимание того, как работает наш мозг.

Итак. Слуховая модальность самая сложная и разделяется по своим функциям на правополушарную и левополушарную. Слуховые височные зоны правого полушария - это слух физический. Умение слышать и дифференцировать предметные звуки, звуки природы и высшая форма развития правополушарного слуха – музыкальный слух.

Слуховая модальность левого полушария выполняет другую функцию – на базе сформированного физического слуха развивается слух фонематический - умение различать речевые звуки, понимать слова и далее уже различать звуки речи по тонким акустическим признакам.

Так, знание доминирующего полушария поможет лучше понять особенности поведения ребёнка. Например, ученик с доминацией правого полушария будет моментально улавливать щебетание птицы за окном и реагировать на любые неречевые звуки, в то время как обращенную к нему речь он словно не слышит. Это происходит не из-за того, что ребёнок осознанно игнорирует вас или просто ленится и не хочет приложить усилия для правильного определения звуков в слове. Нет. Просто фокус внимания его мозговой деятельности направлен в другое русло.

Далее. Если восприятие и анализ слуховой информации идёт в коре больших полушарий, то само распределение импульсов происходит на уровне лимбической системы головного мозга, а именно в таламусе. Здесь поступающие звуковые сигналы анализируются и направляются либо в правое, либо в левое полушарие, в результате чего происходит дифференцировка речевых и неречевых звуков. Соответственно играет роль и скоординированное функционирование подкорковых структур.

Кроме того, важно понимать, что у ребёнка формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа происходит при восприятии устной речи окружающих и одновременно при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами. Если в период раннего развития главенствующую позицию занимает речь окружающих ребёнка взрослых, то в школьном периоде на первый план выходит собственное правильное проговаривание слов. Огромную роль играет как громкое проговаривание слов при их написании, так и чтение текста вслух.

Итак, какие же приёмы в работе по совершенствованию фонематического восприятия будут помощниками родителям?

В первую очередь, работа должна быть направлена на стимуляцию активности левого полушария и восстановление баланса в межполушарном взаимодействии. Сделать это можно посредствам комплекса специальных физических упражнений, развития навыков программирования и контроля.

Также немаловажно нормализовать работу лимбической системы. Здесь стоит обратить внимание на такие моменты, как полноценный сон; нормализация режима жизни с грамотным распределением активных и пассивных видов деятельности. Правильной в данном случае будет физическая активность с перекрестными движениями в работе правой и левой стороны тела - это бег, лыжи, коньки, велосипед; гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Незаменимым помощником в стабилизации процессов на уровне лимбической системы является аппарат цветоимпульсной терапии Меллон.

Чтение вслух – обязательное условие для развития фонематического восприятия для детей школьного возраста. В процессе проговаривания текста вслух работает три вида памяти:

  1. Зрительная память. Ребенок следит глазами за текстом и запоминает то, что видят его глаза.
  2. Моторная память. Когда ребенок читает вслух, он артикулирует, а значит, происходит запоминание на уровне мышечной памяти, что произносят его губы.
  3. Третьим видом является слуховая память. Уши слышат то, что произносится вслух при чтении, и услышанная речь в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.

Вот почему в процессе обучения для устойчивого запоминания новой информации важно читать вслух. Прекрасным упражнением на развитие фонематического слуха является также семейное чтение по ролям.

Существуют определенные правила чтения вслух:

  • читать надо не торопясь, в оптимальном для себя спокойном темпе;
  • слова чётко проговаривать;
  • читать выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами);
  • артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их характером.

Таким образом, чтение вслух способствует улучшению дикции, выразительности голоса, правильности речи и развивает остроту фонематического слуха!

Конечно же, в головном мозге все взаимосвязано и невозможно формировать определенный навык изолировано. Письмо и чтение представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. И только оказывая комплексное воздействие на мозговую деятельность и учитывая логопедические, дефектологические и нейропсихологические аспекты можно добиться в значительной степени лучших результатов в преодолении трудностей освоения чтения и письма, вызванных недостаточностью в формировании фонематического слуха.

Анна Бессонова
Учитель-логопед, куратор онлайн-школы
Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе