Считается, что ментальная арифметика – это отличный способ не только научиться быстро считать в уме, но и развить интеллект. В качестве аргументов в пользу ментальной арифметики приводятся такие:
- применение счетов-абакуса (специальная доска, с помощью которой дети учатся считать) стимулирует развитие правого полушария мозга, которое отвечает за креативность и творчество;
- одновременное развитие нескольких видов памяти – фотографической, кратковременной и долговременной;
- тренировка мелкой моторики;
- ребёнок учится концентрироваться на задачах.
Ну, и конечно, главное преимущество – ребёнок в уме способен складывать трёх- и четырёхзначные цифры, что действительно впечатляет.
В итоге может сложиться впечатление, что ментальная арифметика приносит только пользу.
Однако это не так! Занятия такой арифметикой могут нанести ребёнку вред, особенно если речь идёт о детях-дислексиках.
Что не так с ментальной арифметикой?
Отметим, что у большинства дислексиков, которые имеют проблемы с чтением и письмом, обычно не ладятся дела и с математикой. Поэтому родители обоснованно предполагают, что занятия ментальной арифметикой помогут их ребёнку.
Но они не учитывают несколько ключевых факторов.
Ментальная арифметика – это механическое заучивание алгоритмов
Секрет выполнения сложных арифметических операций в уме скрывается в том, что ребёнок в голове, то есть своём воображении, представляет счёты-абакусы и мысленно передвигает нужные костяшки. Таким образом он и получает ответы.
Внешне абакус напоминает обыкновенные счёты. Разница только в том, что на каждой спице располагается по 5 костяшек, а не по 10. Чтобы «считать» в уме, дети сначала осваивают принцип работы абакуса, а потом учатся уже делать вычисления на «виртуальных» счётах.
Так в чём же подвох?
Он состоит в том, что дети просто запоминают алгоритмы/сценарии, по которым им нужно работать в зависимости от примера. Другими словами, им не объясняют, да и они не понимают, как на самом деле происходит сложение/вычитание цифр. То есть они не знают, как работают базовые математические принципы!
А ведь для понимания математики ребёнок должен понять алгоритм сложения столбиком, осознать разницу между десятками и сотнями. Именно по таким принципам должно вестись обучение математике, иначе ребёнок в дальнейшем не сможет решать более сложные задачи, где нужно включать логику.
Ментальная арифметика приводит к рассогласованной работе полушарий мозга
По этой причине заниматься ею не стоит не только дислексикам, но и другим детям. Ментальная арифметика максимально затрудняет работу левого полушария, которое отвечает за логику и обучение в целом.
Более того, для успешного обучения в школе у детей должно доминировать левое полушарие. Особенно это касается дислексиков, так как основная суть коррекции дислексии и сводится к обеспечению доминирования левого полушария.
А если у ребёнка активно правое полушарие, то оно тормозит функционирование левого полушария. Следовательно, он продолжает испытывать трудности с чтением, письмом и математикой.
Математики нет в ментальной арифметике
И учитывайте, что с детьми на занятиях по ментальной арифметике работают тренеры, а не педагоги. Многие из этих тренеров даже не имеют представления о методиках и техниках работы с детьми. Их основная задача – научить ребёнка пользоваться в воображении счётами-абакуса. Всё!
Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребёнок начал лучше считать в уме, да и в целом лучше учиться, то нужно стимулировать работу левого полушария.
Для этого мы рекомендуем:
- заниматься специальными физическими упражнениями, которые одновременно укрепляют организм и способствуют закреплению доминации левого полушария мозга;
- стимулировать работу мозжечка, ведь от его функционирования напрямую зависят успехи в учёбе;
- больше времени заниматься графокоррекцией, которая помогает повысить академическую успеваемость ребёнка, исправить проблемы с почерком и грамотностью на письме, а также решить различные психоэмоциональные трудности.
Этими занятиями можно заниматься дома самостоятельно, при этом заметный прогресс в учёбе наступает очень быстро!