Яндекс Метрика
Семантическая дислексия или механическое чтение: как помочь ребёнку?
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Механическое чтение у ребёнка: что это такое и как решить проблему

21.11.2023

Ребёнок отлично читает, но не понимает смысл прочитанного текста? Вполне вероятно, что у него семантическая дислексия или как её ещё называют механическое чтение. В статье разберёмся, что такое механическое чтение, какие признаки говорят о его наличии и что делать, чтобы преодолеть эту проблему.

Итак, семантическая дислексия – это нарушение понимания и воспроизведения прочитанного текста при технически грамотном и безошибочном чтении. О её наличии могут говорить следующие признаки:

  • сложности с пересказом прочитанного текста, ответами на вопросы по материалу. Так, ребёнок при семантической дислексии не может выделить главную мысль текста, озаглавить его, разбить на смысловые блоки;
  • угадывающее чтение, то есть ребёнок не читает слово, а пытается его угадать по первым слогам;
  • каждое слово воспринимается по отдельности без какой-либо связи с другими словами;
  • бедный словарный запас, непонимание значения многих слов;
  • при разборе материала ребёнок не может показать картинку или предмет, который обозначает прочитанное слово или объяснить его значение.
Важно! Семантическая дислексия фиксируется у 6-7% школьников. И по мере взросления ребёнка трудности не уходят, наоборот, ситуация только усугубляется. Ведь школьная программа построена таким образом, что основной объём знаний дети получают именно через работу с текстом. Тем более, что по мере перехода из класса в класс объём необходимой литературы для чтения только увеличивается.

Причины механического чтения

Чтобы понять, в чём кроются причины семантической дислексии, нужно сначала разобраться с самим термином «чтение».

Чтение – это сложный психический процесс и в первую очередь это процесс смыслового восприятия письменной речи и её понимания. В ходе чтения выделяют два уровня:

  1. Сенсомоторный или механический. Он отвечает за технику чтения, то есть скорость и точность восприятия текста.
  2. Семантический или смысловой. Этот уровень уже обеспечивает понимание смысла прочитанного материала, применение смысловых догадок, сличение возникающих гипотез с читаемым текстом.

На начальном этапе овладения навыком чтения понимание идёт сразу за восприятием. По мере автоматизации моторного навыка уже понимание слов выходит на первый план. То есть человек уже не задумывается над тем, как прочитать то или иное слово – он сразу видит его и поэтому понимает значение.

Оба эти уровня тесно между собой связаны и дополняют друг друга. Их единство и определяет успешность освоения навыка чтения: быстрое и внятное чтение с адекватным пониманием значения текста. При механическом чтении ребёнок не может перейти на следующий уровень, то есть сохраняются трудности в понимании смысла прочитанного текста.

Как связан мозг и чтение подробно объясняет профессор С.В. Савельев:

Связь работы мозга и механическое чтение

И чтобы выполнить коррекцию семантической дислексии, нужно видеть её причины. А большинство методов, которые предлагаются для преодоления механического чтения, направлены на устранение последствий и борьбу со вторичными проявлениями проблемы.

Метод учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе

Для коррекции нарушений процесса чтения в первую очередь необходимо работать с телом и обеспечить согласованную работу полушарий мозга.

Почти у всех детей с семантической дислексией или другими трудностями с обучением есть проблемы с двигательной сферой. Это может проявляться как:

  • повышенный или пониженный мышечный тонус тела, рук, лица;
  • излишнее напряжение артикуляционных мышц во время чтения или письма;
  • общая мышечная зажатость и моторная неловкость, которая проявляется в неумении контролировать и управлять своим телом;
  • сбивчивое дыхание, его задержка, неравномерный вдох и выдох.

А ещё детям с семантической дислексией крайне сложно управлять своими эмоциями. Они постоянно находятся в состоянии эмоционального напряжения, а в этом случае просто невозможно полноценно воспринимать информацию! Детям трудно грамотно формулировать свои мысли, более того, они даже могут не помнить, что говорили буквально несколько минут назад.

У ребёнка с механическим чтением задания на обсуждение смысла текста, ответы по его содержанию в значительной степени повышают уровень тревожности, в разы возрастают и отрицательные эмоциональные переживания перед чтением. Поэтому на начальном этапе коррекции семантической дислексии такие задания желательно свести к минимуму.

Выполняем физические упражнения для мозга!

В основе метода учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе лежат знания о положительном влиянии на мозг физической активности. Во время выполнения специальных упражнений улучшается не только кровообращение всего тела, но и головного мозга. Одновременно с этим запускается процесс нейрогенеза – формирование новых нейронов и связей между ними, благодаря чему и происходит синхронизация работы полушарий.

Постепенно в организме увеличивается синтез биологически активных соединений, что положительно влияет на качество сна, общее эмоциональное состояние детей. В результате тренировок увеличивается выносливость к монотонным нагрузкам, повышается умственная работоспособность, а также способность к произвольному контролю.

Дети с семантической дислексией - это читающие дети

Базовые упражнения для коррекции семантической дислексии:

  • «Тучка-Солнышко». Техника его выполнения представлена в этом видео:
  • Как делать Тучку-Солнышко
  • «Перекаты». Как их выполнять показано в этом ролике:
  • Как делать Перекаты
  • «Бой мяча». Универсальное упражнение для детей с трудностями в обучении, в том числе с механическим чтением. Подробнее об этом упражнении написано здесь.
  • Графокоррекция, которая помогает в короткие сроки повысить когерентность полушарий мозга, способствует быстрому формированию новых нейронных связей и правильной нейродинамики чтения и письма.

А ещё детям с семантической дислексией рекомендованы упражнения с эспандером, прыжки на обыкновенной скакалке и работа со специальными массажёрами, которые одновременно улучшают качество почерка и помогают развить навык речевого дыхания.

Комплект массажеров для коррекции почерка

При заказе комплекта массажёров на сайте Dyslexia.ru открывается доступ к видеоуроку, в котором наглядно показано как правильно работать с комплектующими из набора.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также оказывает услуги по коррекции дислексии, дисграфии и других трудностей с обучением на программе «Успешный Старт», а для тех, кто хочет самостоятельно помочь своему ребёнку решить его проблемы в режиме онлайн, действует программа «Тренируйся и учись!».