Яндекс Метрика
Как помочь первокласснику научиться быстро читать: рекомендации Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Первоклассник не может освоить навык чтения? Неочевидные причины

05.02.2024

Казалось бы, ребёнок знает уже все буквы, медленно читает по слогам, но дальнейшего прогресса практически нет. Часто бывает так, что скорость чтения первоклассника не увеличивается на протяжении длительного времени. И если ещё в первом полугодии 1-го класса он «вытягивает» норматив в 25-30 слов в минуту и получает «пятёрку», то во втором классе за такой темп чтения ставят уже «двойку».

Что нужно учитывать при обучении ребёнка чтению и как помочь первокласснику научиться быстро читать? Ответы в нашей статье.

Чтение – это не дрессура!

Многие родители считают, что стоит ребёнку только освоить алфавит и научиться хотя бы читать по слогам, то дальнейший прогресс становится делом техники. И отчасти так и есть. Ребёнок, который не испытывает дискомфорта от чтения, должен больше времени уделять технике совершенствования своего чтения, читая вслух.

Но если ребёнок задерживается на технике послогового чтения, а количество прочитанного не наращивает у него скорость чтения и понимания текста, то в этом случае рекомендации «больше читайте» может привести к обратному эффекту, вплоть до полного отказа ребёнка от чтения. А возникают такие случаи потому, что чтение – это сложнейший нейробиологический процесс, который требует хорошей сформированности коры головного мозга и развитого навыка саморегуляции.

Лучше всего о том, как устроен мозг и как чтение влияет на развитие мозга, рассказывает профессор С.В. Савельев.

Что нужно для обучения первоклассника чтению?

Частой ошибкой родителей является и попустительское отношение к использованию ребёнком гаджетов. К сожалению, сейчас один из «лучших способов» занять ребёнка – дать ему смартфон с мультиками или играми. И даже дети в возрасте 3-4 лет просиживают в них часами, хотя уже давно доказано, что дети 4-5 лет не должны находиться перед экраном более 10 минут в день!

Связь гаджетов и обучения чтению первоклассника

Гаджеты крайне отрицательно влияют на обучение чтению первоклассников, да и дошкольников. Потому что:

  • длительное ежедневное использование ребёнком смартфона приводит к его умственному отставанию;
  • дети начинают путать реальность с компьютерным миром. У них появляются различные страхи, что часто приводит к серьёзным психоэмоциональным проблемам;
  • развивается потребность в гормоне дофамин, который вырабатывается только тогда, когда человек получает удовольствие. А компьютерная игра – самый простой способ получения удовольствия. И когда ребёнок «подсаживается» на смартфон, то он постепенно утрачивает интерес к реальной жизни, а вместе с этим к учёбе, да и самому себе;
  • нарушается работа мозга. Точнее, компьютерные игры провоцируют рассогласованность в работе полушарий мозга, из-за чего и сложно научить первоклассника читать;
  • у ребёнка появляется мышечное напряжение, которое сильно нарушает здоровое функционирование мозга;
  • нервная система значительно перегружается, что, например, приводит к потере концентрации внимания и рассеянности;
  • ослабевают глазодвигательные мышцы, в результате чего ребёнок не может следить глазами по строкам во время чтения.

У родителей есть всего 4 года, чтобы научить ребёнка читать!

Ещё одна распространённая ошибка родителей – попытки научить ребёнка читать в раннем возрасте. Но в 3-4 года детский мозг ещё просто не готов к освоению данного навыка. Дело в том, что в этом возрасте навык чтения осваивается ребёнком неосознанно, поэтому обучение чтению в раннем возрасте даёт обратный эффект. Но это отсроченный эффект во времени, поэтому родители, дети которых уже умели читать в 3-4 года, не понимают, почему ребёнок во 2 или 3 классе просто отказывается от чтения или никак не наращивает технику чтения.

Происходит это потому что ребёнок научился неосознанной технике чтения. А когда ребёнок начинает учиться в школе, ему требуется произвольное владение навыком чтения, чтобы понимать, о чём он читает. Более того, раннее обучение чтению может спровоцировать у ребёнка нелюбовь к чтению уже в школьном возрасте. И как показывает практика, переучить с неосознанного чтения на осознанное намного сложнее.

Современные родители должны знать, что идеальный сензитивный (наиболее благоприятный) период для обучения ребёнка навыкам чтения и письма – это период с 6 до 10 лет.

Именно в этом возрасте в лимбической системе головного мозга закладываются социальные инстинкты, определяющие когнитивное поведение человека. Если до 10 лет ребёнок так и не научился читать и писать, то потом упущенные сроки будет крайне сложно компенсировать и потребуется уже профессиональная помощь.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе действует коррекционная программа «Успешный Старт», которая ориентирована на детей с трудностями в обучении. Она подходит как ученикам начальных классов, которые не могут освоить навыки чтения и письма, так и дошкольникам с целью профилактики трудностей в чтении и письме.

Хотите научить первоклассника читать – начните заниматься физкультурой!

Для ребёнка движение – это основа его развития и проявления интеллекта. Именно в движении дошкольник должен познавать мир всем телом, и только ближе к школе у него должна появиться продолжительная выносливость к статическим нагрузкам. А если ребёнок много времени проводит в смартфоне, то он вообще перестаёт двигаться!

Как научить первоклассника читать

В процессе движения работает не только тело, но и мозг, в том числе зоны, ответственные за чтение и обучение в целом. Поэтому, чем больше ребёнок выполняет целенаправленных действий и движений, тренирует свою выносливость к статическим нагрузкам, тем лучше будут развиты его когнитивные возможности.

Достаточно всего нескольких упражнений, чтобы помочь первокласснику научиться быстрее читать:

Как эти упражнения работают на практике, можно узнать из этого видео:

Как учить первоклассника читать

Также рекомендуем к прочтению статьи о связи работы мозга с обучением и чтением, в частности:

Как научить первоклассника читать без чтения?

Кроме выполнения регулярных физических упражнений, для более быстрого освоения навыка чтения рекомендуется:

Обучение чтению первоклассников и детей-дошкольников не ограничивается только изучением букв и умением складывать из них слова. Это комплексная работа, в которой участвует мозг и тело ребёнка. Более того, первичным являются именно физические упражнения, через которые развиваются нужные нейронные связи и формируется правильная нейродинамика чтения и письма.

Поэтому физкультура – это база, которая позволяет научить первоклассника читать быстро и в короткие сроки!

Как правильно учить первоклассника читать

Записывайтесь на программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы поможем вашему ребёнку преодолеть трудности с чтением и письмом!