Яндекс Метрика
Когнитивные способности у детей: как развивать, почему важно обращать внимание на почерк
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Развитие когнитивных способностей у детей: на что обратить внимание

01.04.2024

Когнитивные способности — это интеллектуальные навыки, которые позволяют усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. От развития когнитивных навыков напрямую зависит, насколько человек будет успешен по жизни, как он будет общаться с другими людьми, как будет принимать решения и даже выполнять повседневные дела.

Многие родители практически с самого рождения ребёнка начинают развивать у него когнитивные способности, так как понимают их важность.

Основные когнитивные способности

Для родителей, особенно детей дошкольного возраста, ключевой задачей является развитие когнитивных способностей своего ребёнка, которые в будущем определят его успешность в школе. В первую очередь, это память, внимание, обработка и упорядочивание информации, потому что:

  • без хорошо развитой памяти ребёнку будет трудно учиться, и он не сможет воспроизводить полученную информацию;
  • без развитого внимания он будет отвлекаться на уроках, не сможет слушать и воспринимать новые знания;
  • без способности обрабатывать информацию ребёнок не сумеет систематизировать полученные знания и пользоваться ими в дальнейшем.

Ключевые когнитивные способности

Поэтому естественно, что родители развивают в первую очередь у детей именно эти когнитивные способности. И здесь кроется основная ошибка родителей, которая обычно проявляется уже в начальной школе. Она заключается в том, что родители развивают у ребёнка отдельно когнитивные навыки, такие как память и внимание, не включая их в деятельностный аспект повседневной жизни ребёнка.

В итоге получается, что ребёнок умный, но плохо учится, потому что в учебной деятельности он не может пользоваться своим интеллектуальным потенциалом. Из-за этого дети с высокими когнитивными способностями в течение длительного времени могут испытывать сложности в освоении навыков чтения и письма.

Крома того, за счёт различных упражнений, посещений дополнительных развивающих занятий детей в буквальном смысле натаскивают на механическое запоминание информации. Дело в том, что для реализации когнитивных способностей необходимо в первую очередь:

  • развивать у детей способность к произвольному мышлению, способность самостоятельно рассуждать и оперировать известными фактами;
  • учить детей переключать и распределять внимание;
  • позволять ребёнку самостоятельно принимать решения, опираясь на имеющийся у него опыт и знания;
  • тренировать правильную технику выполнения физических упражнений, особенно обращая внимание на координированность. Да, именно так: уровень когнитивных способностей у детей отчётливо проявляется в умении контролировать своё тело, а также в выносливости тела к длительным монотонным нагрузкам. И если тело и психика ребёнка не готовы к монотонным нагрузкам, то он будет испытывать трудности в чтении и письме.

Потому что чтение и письмо – это метаязыковые компетенции и сложные психофизиологические процессы, которые лучше всего показывают, как у ребёнка развиты когнитивные способности.

Почерк ребенка с высокими когнитивными способностями

Так, например, письменная деятельность требует одновременного использования всех когнитивных способностей, показывает, умеет ли ребёнок:

  • проявлять свои когнитивные способности: внимание, память;
  • трудиться и прикладывать усилия;
  • работать с информацией и применять имеющиеся знания на практике.

Обратите внимание на почерк своего ребёнка!

Как развивать когнитивные способности у ребёнка

Что скрывает проблемный почерк, подробно изложено в этой статье. Здесь же отметим, что манера письма отчётливо говорит о состоянии психики ребёнка, его выносливости и уровне когнитивных способностей:

  • если ребёнок на скорость пишет аккуратно и разборчиво, то это показатель высокого уровня когнитивных способностей;
  • если письмо неаккуратное, неразборчивое, строки прыгают, а многие буквы не дописаны, то это говорит о сниженных когнитивных способностях, а также о низкой способности саморегуляции эмоций и низкой выносливости к монотонным нагрузкам.

Как развить когнитивные способности у детей?

Детский мозг развивается через тело!

То есть если ребёнок слаб физически, не может и не умеет контролировать своё тело, то ему вряд ли удастся реализовать свои когнитивные способности в учебной деятельности.

И никакие воспитательные беседы родителей на тему, почему надо учиться, стараться хорошо читать и писать, на ребёнка не будут действовать. В силу своего возраста он ещё просто не способен это понять, поэтому основная задача – научить ребёнка прикладывать усилия и справляться с трудностями, которые являются естественными в процессе обучения новым навыкам и знаниям. В этом случае есть гарантия, что со временем у ребёнка появится и мотивация самостоятельно учиться.

А лучший способ научить ребёнка прикладывать усилия – это физическая нагрузка. Но здесь важно, чтобы она была направлена на активизацию левого полушария мозга и закрепление его доминации.

Развитие когнитивных навыков у детей

Итак, чтобы успешно развивать у ребёнка когнитивные способности, в первую очередь необходимо:

  • ввести строгий распорядок дня, в котором будет отведено время для учёбы, отдыха и физической нагрузки;
  • регулярно выполнять специальные психофизические упражнения, которые направлены на укрепление психики к монотонным нагрузкам и активизацию функций левого полушария мозга;
  • делать упражнения, которые подготовят мозг и тело к длительной монотонной нагрузке;
  • заниматься графокоррекцией, которая является базовым упражнением для развития когнитивных способностей и определяет качество чтения и письма;
  • регулярно говорить ребёнку, что учёба – это труд, который требует прикладывания усилий и силы воли.
Развитие когнитивных навыков у детей

Программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе построены на знании о том, что повышать уровень когнитивных способностей и решать проблемы с обучением надо через работу с телом, активизируя таким образом работу мозга. За счёт этого дети на программе «Успешный Старт» выходят из кризиса обучения всего за 14 дней.

А если вашему ребёнку требуется улучшить ситуацию конкретно с русским языком, вернуть ему интерес к родному языку, повысить грамотность и улучшить качество почерка, то приглашаем на «Онлайн-уроки формирования письменной деятельности».