Яндекс Метрика
Профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников: упражнения и рекомендации Татьяны Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Профилактика дислексии у дошкольников

25.01.2024

В большинстве случаев диагноз «дислексия» ставится детям, когда уже очевидно, что у них есть устойчивые трудности с обучением. Как правило, это происходит в 3-5 классах. И очень часто дети уже настолько сильно отстают от своих одноклассников, что учителя рекомендуют родителям пройти с ребёнком ПМПК с целью его дальнейшего перевода на более слабую систему обучения.

Но можно ли узнать о наличии дислексии у ребёнка до школы, когда он ещё не умеет читать, писать, и что нужно делать для профилактики дислексии у дошкольников? Об этом и расскажем в нашей статье.

Что такое дислексия?

Совершенно необязательно ждать, когда ребёнок начнёт читать и писать, чтобы понять, есть ли у него дислексия или нет. Потому что дислексия – это генетически заложенная особенность работы мозга, которая передаётся по наследству. Другими словами, это врождённая особенность функционирования мозга.

Как устроен мозг дислексика, какие причины на самом деле вызывают дислексию и как родителям выстраивать процесс обучения и воспитания ребёнка-дислексика, подробно изложено в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».

Профилактика дислексии у дошкольников по методу Татьяны Гогуадзе

В связи с тем, что дислексия у человека есть с рождения, а закладка структур мозга происходит на 10-13 неделе формирования плода с одновременной закладкой узоров пальцев рук, то о наличии дислексии можно узнать по отпечаткам пальцев рук. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе с 2013 года для этого используется биометрическое исследование, которое позволяет ответить, есть ли у ребёнка дислексия или нет.

Важно! Биометрическое исследование можно проходить с 3-летнего возраста, что значительно упрощает профилактику дислексии у дошкольников.

Надо сразу развивать правильные нейронные связи!

Одна из основных причин, почему дети с дислексией не могут нормально читать и писать, – у них не сформирована правильная нейродинамика чтения и письма.

Нейродинамикаэто уровень мозговой активности, проявляющийся в графической и письменной деятельности человека. То есть это особенность протекания процессов торможения и возбуждения в нервной системе, соблюдение их баланса.

При неправильно сформированной нейродинамике мозг просто не способен контролировать движения глаз и рук, он не может синхронизировать их работу. В результате мозгу приходится затрачивать серьёзные усилия, чтобы хоть немного сфокусироваться на строке текста или письма. Естественно, что в таких условиях возникают серьёзные трудности при формировании навыков чтения и письма.

Поэтому лучшая профилактика дислексии у дошкольников – это ещё до школы начать формировать у них правильные нейронные связи, которые позволят нормально учиться, в том числе хорошо читать и писать.

Важно! У родителей есть только 4 года, чтобы сформировать у ребёнка уникальную нейронную сеть и развить у него навыки чтения и письма. Это возраст с 6 до 10 лет, когда в лимбической системе головного мозга закладываются социальные инстинкты, определяющие когнитивное поведение человека. И родители должны успеть к этому возрасту ребёнка создать необходимые предпосылки для успешного освоения данных навыков. В этом и заключается основная суть профилактики дислексии у дошкольников!

Метод учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе

Для того чтобы победить дислексию ещё до школы, ребёнку совершенно необязательно уметь читать и тем более писать. Потому что суть коррекции и профилактики дислексии у дошкольников заключается в изменении работы мозга и решении сопутствующих проблем, которые практически всегда сопровождают ребёнка-дислексика.

Как преодолеть дислексию у дошкольников

Итак, профилактика дислексии у дошкольников по методу Татьяны Гогуадзе заключается в решении следующих задач:

  1. Формирование правильной нейродинамики чтения и письма.
  2. Развитие зрительно-моторной координации, то есть тренировка скоординированной работы системы «мозг, глаза, руки», благодаря чему ребёнок глазами видит и контролирует то, что делают его руки.
  3. Активизация работы мозжечка, так как в нём содержится более 50% всех нейронов головного мозга. При мозжечковой недостаточности мозг не успевает (не может) обработать информацию, поэтому ребёнку и не удаётся прочитать текст, понять его и пересказать.
  4. Преодоление рассогласованности полушарий мозга, которая часто является основной причиной проблем с обучением у ребёнка. Её могут путать с дислексией, но профилактика рассогласованности мозга у дошкольников выполняется точно так же, как и в случае с дислексией.
  5. Развитие психомоторики, от которой напрямую зависит работа мозга, а также качество почерка и чтения.
  6. Развитие умения концентрироваться, распределять и переключать внимание.
  7. Повышение выносливости к монотонным нагрузкам.
  8. Преодоление моторных трудностей, которые проявляются как неточность выполнения целенаправленных движений.
  9. Развитие навыка речевого дыхания, который определяет скорость, плавность и чёткость чтения вслух, беглость, аккуратность письма и даже уровень письменной грамотности.
  10. Формирование навыка учебной самостоятельности.

Неотъемлемой частью профилактики дислексии у дошкольников является и развитие таких свойств личности, как саморегуляция, самоконтроль, самодисциплина.

Дошкольники и дислексия

Что нужно делать для профилактики дислексии?

Для достижения всех вышеперечисленных целей детям не нужно читать и писать. Всё, что
требуется – маме с ребёнком выполнять специальные упражнения для активизации работы мозга, преодоления моторных трудностей и развития других навыков и умений. Но важно не просто делать с ребёнком эти упражнения, а нужно научить его прикладывать усилия, чтобы каждая тренировка приносила результат. Ребёнок должен понимать, зачем он делает то или иное упражнение и как оно помогает ему справиться с его проблемами.

Решение проблем с дислексией у дошкольников

Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе для профилактики дислексии у дошкольников рекомендует:

  1. Раскрашивать контурные картинки по методу графокоррекции.
  2. Работа с контурными картинками для профилактики дислексии у дошкольников

  3. Выполнять три базовых упражнения для коррекции и профилактики дислексии:
  4. Важно! Упражнение «Бой мяча» рекомендуется выполнять ежедневно по 30-40 минут. Техника выполнения представлена здесь.
  5. Регулярно заниматься физкультурой, отдавая предпочтение циклическим видам спорта (бег, лыжи, велосипед). Детям-дошкольникам для профилактики дислексии особо рекомендуется скандинавская ходьба – доступный вид физической нагрузки, который отлично помогает преодолеть рассогласованность в работе мозге.
  6. Прыгать на батуте. Прыжки на батуте – простая циклическая тренировка, которую можно выполнять каждый день, в любой квартире или доме. Это отличный способ профилактики у дошкольников дислексии, дисграфии и СДВГ. Какой батут использовать для прыжков и как на нём правильно прыгать, изложено в этом материале.
  7. Научить ребёнка прыгать на скакалке, которая является отличным тренажёром для мозга.

Для профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников рекомендуется выполнять упражнения с эспандером и специальными массажёрами для улучшения почерка.

Массажеры для профилактики дислексии

Рекомендуем также ознакомиться с вебинарами учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе:

Выполнение профилактики дислексии у дошкольников

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе приглашает мам вместе с детьми на программу коррекции дислексии «Успешный Старт», которая подходит для детей с 5 лет и старше без ограничения возраста.

Участие в программе позволит семье правильно подготовить ребёнка к школьным нагрузкам и учебной дисциплине, сформировать у ребёнка правильную нейродинамику и тем самым избежать проявление дислексии, дисграфии в начальных классах.